Риск (ущерб или убытки) в результате ведения коммерческой деятельности

Главная - Коммерческая деятельность в торговле, ее суть и содержание - Риск (ущерб или убытки) в результате ведения коммерческой деятельности


Веб-студия «Дело в гору!» - качественные услуги по созданию сайтов, их наполнению и поддержке в сети!

Следует честно признать, что риски были, есть и будут одной из неотъемлемых составных частей коммерческой деятельности. Риском являются возможный ущерб или убытки в результате ведения коммерческой деятельности. Отметим совершенно однозначно, что в природе нет и быть не может коммерческой деятельности, которая гарантирована в стабильном получении прибылей при абсолютном отсутствии тех или иных рисков. Все субъекты коммерческой деятельности настроены на получение прибыли путем преодоления сегодняшних проблем на рынке, в том числе преодоления существующих вполне реальных рисков. Участники коммерческой деятельности предпринимают все возможные усилия, чтобы по возможности избежать ситуаций, непосредственно связанных с рисками ущерба или убытков для своего бизнеса.

Наличие фактора возможного риска - серьезное и весомое обстоятельство повышения ответственности предпринимателей и руководителей торговых предприятий за разрабатываемые и реализуемые коммерческие решения, это касается также экономии ресурсов и материальных средств. Риски возникают под действием самых разных внешних факторов, как прямого, так и косвенного влияния на ситуацию.

Факторы прямого действия при возникновении коммерческих рисков таковы:

- законодательные акты, которые регулируют порядок и условия ведения коммерческой деятельности;
- налоговые требования в целом и система налогообложения конкретного торгового предприятия в частности;
- неспрогнозированные решения и действия государственных учреждений служб, регулирующих коммерческую деятельность на территории страны, региона;
- активные и неожиданные действия компаний-конкурентов на рынке товаров и услуг;
- деловые взаимоотношения с предприятиями и организациями - партнерами торгового учреждения;
- элементы коррупции (вымогательство взяток, задержки согласований);
- действия преступных элементов;
- действия сил непреодолимой силы (ураганы, наводнения и проч.).

Факторы косвенного действия при возникновении коммерческих рисков:

- складывающиеся политические условия осуществления предпринимательской деятельности;
- текущая экономическая ситуация в стране, регионе, районе;
- имеющие отношение к коммерческой деятельности международные происшествия и события;
- фактическое экономическое положение, складывающееся в мире;
- разного рода форс-мажор.

Перечисленные нами факторы увеличивают риски в коммерческой деятельности. Эти факторы (прямого и косвенного действия) можно назвать определяющими. Заметим, однако, что имеют место и внутренние факторы, которые так или иначе влияют на уровень рисков при осуществлении коммерческой деятельности в торговле. Перечислим их:

- потери товаров по халатности или небрежности персонала предприятия торговли;
- высокая вероятность нерадивости и нечестности работников, что может вызвать ущерб или нанести убытки торговой организации;
- недостаточная квалификация работников коммерческого отдела (или отвечающих за это направление), в результате чего может состояться  коммерческая сделка с неоправданно высокой долей риска;
- временная остановка финансово-хозяйственного и делового функционирования учреждения торговли;
- прочие внутренние факторы, вызывающие коммерческий риск.

Степень риска определяется статистическим или экспертным методами. В основе статистического метода - приемы математической статистики с обязательным включением в расчет текущих данных финансово-хозяйственного функционирования предприятия торговли (прибыль за отчетный период, инвестиции и проч.). Экспертный метод основан на учете влияния разнообразных факторов риска. Экспертным методом определяется степень вероятности возникновения различных размеров материальных потерь. В зависимости от степени коммерческого риска, специалисты подразделяют их на допустимый риск, критический и так называемый катастрофический.

Допустимым риском определяется примерная вероятность лишения части прибыли, критический риск допускает потерю прибыли и некоторое снижение дохода, катастрофический риск предполагает серьезную убыточность (как финальный аккорд рискованных коммерческих операций - возможность банкротства торгового предприятия).

В практике расчета рисков чаще используют статистический метод одновременно с экспертным. Для того, чтобы минимизировать размер вероятного риска, следует искать надежных партнеров по совместной коммерческой деятельности (имея ввиду деятельность в рамках заключенных договоров), создавать специальный резервный фонд ("подушку безопасности" самострахования), страховать риски бизнеса (торговую деятельность в целом).

Есть смысл упомянуть, что в практике современной биржевой торговли имеет место страхование рисков от неожиданных и неблагоприятных колебаний цен по коммерческим операциям и заключенным договорам, предусматривающим продажу (поставку) товаров в течение будущих периодов. Специалисты называют такое страхование рисков хеджированием. Оно совершается методом  встречных продаж (покупок) фьючерсных контрактов. Предположим, на рынке ожидают продажу (покупку) конкретного товара, тогда хеджирование идет методом покупки (продажи) соответствующего по объему и срокам закрытия контракта, и наоборот. Получается, что при закрытии фьючерсного контракта конкретный покупатель (продавец) должен получить разницу в цене товара, которую он потеряет, если сложатся неблагоприятные тенденции в смысле изменения цен на рынке.

Вернемся, впрочем, из биржевой торговли к общей нити наших рассуждений и выводов. Риски (ущерб или убытки) у торговой организации вероятны при разных стечениях факторов и обстоятельств. Иногда риск неизбежен по определению. Задача грамотного менеджмента - быть к нему полностью подготовленными, не быть застигнутыми врасплох. Ведение коммерческой деятельности не подразумевает авантюр, но допускает принятие торгово-операционных решений "на грани". Предприниматель, умеющий расчетливо рискнуть (подчеркнем - расчетливо!), как правило выходит победителем и "снимает сливки" при реализации товаров.

Актуальная дата: 21.10.2014

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля